Свет и цвет



Что понимают под настройкой цвета?


Согласно нормам DIN 6173 под настройкой цвета понимают визуальную оценку равномерности или отличия цвета от образца и цветопробы при освещении одинаковым светом. Как известно естественный источник освещения для визуальной оценки непригоден, поэтому в этих нормах принимается нормированный источник света D65 в качестве искусственного дневного света.


Дополнительно к этим нормам применяется специальный для полиграфической индустрии международный стандарт ISO 3664. В его новой редакции от сентября 2000 г. предусмотрен источник света D50 для визуальной настройки цвета для прозрачных и непрозрачных оригиналов. Это значит, что сравнение цвета в допечатных процессах (слайд и пробный оттиск), а также в печатном зале (пробный оттиск и тиражный оттиск), должно проходить под искусственным источником света, который соответствует нормированному освещению D50.



Почему непригоден реальный дневной свет при настройке цвета?


Под дневным светом понимают свет солнца, достигнувший атмосферы, которая рассеивает его на все места поверхности земли. В сравнении с этим солнечный свет – это свет, дошедший непосредственно от солнца к поверхности земли, который желтее дневного света и, следовательно, обладает менее низкой цветовой температурой. Хотя оба источника света ничего не стоят и большей частью обладают достаточной интенсивностью, для визуального контроля они не применяются. Слишком сильно изменяется цвет света из-за состояния атмосферы, времени суток и года, и, прежде всего, спектральный состав. Спектральное состояние света является решающим для качественного воспроизведения цвета.



Что понимают под цветовой температурой лампы?


За этим кажущимся простым вопросом скрыты некоторые проблемы, которые могут вызвать путаницу. У лампы или источника света необходимо отличать следующих два обстоятельства:


1.Цвет света указанный в Kelvin (К)

2.Спектральный состав или распределение энергии


Многие лампы и цвет света пытаются описывать единственным числом. Это фактически удается посредством сравнения цвета одноступенчатого источника света со стандартным источником света. В качестве примера такого служит излучатель Планка и пустотный излучатель, их температура установлена таким образом, что наблюдатель не может зафиксировать различие обоих источников света. К тому же необходимо вспомнить, что сильно нагревающийся излучатель сначала обладает темно красным, потом желто-красным, позднее желто-белым и в заключении сине-белым цветом света.


Температура пустотного излучателя при равенстве цвета отмечается как цветовая температура одноступенчатого источника света. Таким образом, например, в зависимости от типа цветовая температура лампы накаливания находится между 2800 К и 3400 К. У люминесцентных ламп не бывает точного равенства цвета, а только приближение. Следовательно, говорят о «подобных цветовых температурах» у таких источников света, которые производят свет не посредством нагревания материала.


Были вопросы, почему цветовая температура указывается не в градусах Celsius (C), а в Kelvin. Т.к. температура в Celsius произвольно связана с субстанцией воды, ученый изобрел абсолютную температурную шкалу, на ряду со шкалой Kelvin. Ноль по Kelvin означает «холодная вселенная». При этой температуре все движение молекул «заморожено». При каждой вышележащей температуре – т.е. также при отрицательной температуре по Celsius молекулы материи находятся в постоянном колебательном движении.


Непрофессионал теперь из цветовой температуры склонен делать заключение о спектральном распределении энергии его источника света. Однако это принципиально не возможно, потому что глаз, который сравнивает цвет, все длины волн цветного оттиска обрабатывает интегрально. В качестве примера: белый свет можно произвести одновременным воздействием на глаз всех длин волн с приблизительно одинаковой энергией, то же можно сделать при помощи трех спектральных цветов монохроматических светов (красного, зеленого и синего). Таким образом, сегодня в продаже люминесцентные лампы, которые обладают приблизительно одинаковой цветовой температурой, но относительно их спектрального распределения существенно отличаются. Следовательно, они обладают, как это будет показано дальше, очень различным качеством воспроизведения цвета.



Качество воспроизведения цвета источника света


Если мы сконструируем источник света с тремя монохромными спектральными характеристиками, а затем будем этот свет проецировать на нейтрально белую поверхность, то для нашего глаза он будет белыми или нейтральными. Его нельзя отличить от дневного света. Однако, если с помощью этого света освещать цветной предмет, например цветной слайд, многие основные цвета, содержащиеся в слайде, между красным и зеленым, а также между зеленым и синим будут воспроизводиться не цветными, а в большей или меньшей степени серыми. Следовательно, наш специальный источник света имеет недостаточное воспроизведение цвета по отношению к дневному свету или свету лампы накаливания. С введением люминесцентных ламп и их частичным ненатуральным воспроизведением цвета ставится проблема оценки воспроизводимых цветов. Таким образом, для обеспечения качества воспроизведения цвета определяется индекс воспроизведения цвета, который может иметь значение от 0 до 100. Согласно ISO 3664 для освещения значение для визуального контроля цвета должно быть выше 90.



Какое участие имеет глаз к восприятию цвета?


При оценке очень существенную роль играет состояние и работоспособность нашей визуальной системы. Здесь подразумевается не только глаз с его сетчаткой, но и включение нейронов в головном мозге, которые причастны к процессу восприятия. С увеличением возраста человеку для того же самого «зрительного задания» требуется более высокая интенсивность света, чем в молодые годы. Из-за возникающего «пожелтения» линзы глаза цвета кажутся желтее, что также может вести к ошибочной оценке. Особенно важным при настройке цвета является факт, которому, к сожалению, практик уделяет очень мало внимания. Это – так называемая цветовая подстройка глаза. Наше ощущение цвета чрезвычайно сильно зависит от того, какой преобладающий цвет находится в поле зрения нашего глаза. Это можно симулировать при помощи очень простого опыта. Для этого необходима однокрасочная цветная бумага, окрашенная в светлый, например, желтый цвет. В центре поставьте черную точку и смотрите на нее около минуты только одним глазом. По окончании перенастройки на желтый цвет рассматривайте большой цветной красочный мотив, по возможности с белыми или синими частями изображения, сначала перенастроенным, а потом не перенастроенным глазом. При рассматривании цветного мотива то одним, то другим глазом он очень сильно отличается.


Из этого следует, что при настройке цвета обязательно необходимо избегать цветных поверхностей в близи места визуального контроля. Лучшее решение – это нейтральные поверхности. Перед контролем оттисков должно быть достаточно времени, чтобы глаза адаптировались к освещению и окружающей обстановке.



Область допуска цвета согласно нормам ISO 3664


Существуют допуски для цвета света, цветовой температуры и плотности освещения. Прежде всего, это очень большой диапазон для цвета света. Использование этих значений допусков может вести к существенным отклонениям и проблемам в настройке.



Правильный свет для хорошей печати


Почему изменился ISO 3664 («Условия визуального контроля для полиграфической технологии и фотографии») и почему сегодня в печатном зале необходима цветовая температура 5000 K? Еще вчера каждый печатник настраивал свои печатные листы под светом 6500 K. А теперь это больше не нужно?


Сегодня иные требования, нормы ISO 3664, которые устанавливают в области допечатных процессов тему цвета, т.е. занимаются согласованием между пробным оттиском и слайдом, имеют обновленные факты:

a) слайдов больше нет, или они, по меньшей мере, все реже встречаются

b) в печатном зале для сравнения пробного оттиска с тиражным оттиском прежде рекомендовалось исключительно освещение с цветовой температурой 6500 K, следуя заданиям тотального контроля цвета (DIN 5033). Конечно это правильное решение для традиционной пробной печати, которая, однако, практически не осталась. Сегодня цветопробная печать базируется на различных печатных процессах с различными печатными красками и цветными пигментами, и мы знаем феномен метамерии. Метамерия красок, которая выравнивается под определенным видом света, становится заметной при измененных условиях освещения, когда вдруг распознаются четкие различия цвета. Inkjet-краски относительно печатных красок в высшей степени метамерны.


Эту проблему можно избежать только посредством визуального выравнивания цвета при помощи света 5000 K. Единственная возможность, решить расхождение между цветопробой и тиражным оттиском и больше не выравнивать происходящие источники ошибок в производственном процессе. Многие известные издательства и типографии, например, Burda, G+J, Maul-Belser заново осознали этот факт и для оценки цвета применяют стандартизированные условия освещенности.


Сегодня только с помощью стандартизации можно установить данные печати и печатного продукта, соответствующие нужному цвету. При этом не достаточна только точная настройка различных входных и выходных аппаратов, а необходима визуальная оценка цвета на каждом производственном участке. Человеческий глаз, для которого предназначен каждый печатный продукт, при теперешнем контроле цвета учитывает все обстоятельства, поскольку он находится в стандартизированных условиях освещения.


В настоящее время нормы ISO 3664 подогнаны к измененным технологиям в области печатных и допечатных процессов. С новой редакцией 3664:2000 стандартизирован визуальный контроль цвета в полиграфической промышленности для допечатных процессов и для области печати, которые теперь впервые больше не имеют отличий:


1. Качество света

a) Целевое расположение цвета определяется координатами CIE x = 0,3478 /
y = 0,3595 (допуск 0,005°)

b) Вид света D50 с 5000 K действителен для всех процессов, от допечатных процессов до печатных машин.

c) Значение воспроизведения цвета Ra > 90. Чем выше значение, тем лучше воспроизведение цвета.


Высокие требования стандарта ISO к качеству света не могут быть выполнены при помощи обычных люминесцентных ламп.


2. Окружение

Окружение существенно влияет на оценку цвета. Согласно ISO 3664:

a) все освещение в помещении должно быть притушено (иметь уменьшенную яркость), чтобы ни прямой, ни отраженный свет не влиял на поверхность, на которой рассматривается образец;

б) стены, потолки, полы, другие поверхности и одежда оптимально должны

быть нейтрально серого цвета со степенью отражения < 60%.


            
             
             
                                                   


3. Светлота и равномерность освещения

Визуальные процессы настройки должны происходить при освещенности 2000 Lux и равномерности +/- 250 Lux, чтобы сделать видимыми незначительные различия в цвете. Различная светлота ведет к отклонениям восприятия цветного оттиска. При рассмотрении оттисков цветопробы и печати на поверхности до 1 м2 освещенность по краям не должна быть меньше 75% относительно освещенности, измеренной в центре.

2000 Lux – это вызов изготовителю устройств и он остается недосягаемым для традиционной осветительной техники. Перед этим значительным изменением ISO 3664 существовали лишь рекомендации с большими областями допусков, которые были легко достижимыми, однако сегодня этого уже недостаточно.


4. Устранение отблесков и отражений

Слепящее действие и отражения на поверхности наблюдения препятствуют критической оценке цвета или могут вести к ошибочным интерпретациям.

Источник света должен позиционироваться таким образом, чтобы как можно меньше было отблесков и глянцевых эффектов. Конкретные значения для этих эффектов не указаны.



По материалам фирмы Just Normlicht, Weilheim /Teck

 
назадinformacia.html